Трамп был первым, кто осознал масштаб китайской угрозы — доклад Госдепа США Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2020/11/20/tramp-byl-pervym-kto-osoznal-masshtab-kitayskoy-ugrozy-doklad-gosdepa-ssha
Отдел политического планирования Государственного департамента США опубликовал 70-страничный доклад «Составляющие китайского вызова», в котором содержится подробный анализ планов КНР по перехвату глобальной гегемонии у Соединенных Штатов с акцентом на экономическую, военную и идеологическую сферу. EADaily публикует адаптированный перевод наиболее значимых фрагментов документа.
Амбиции и уязвимости Китая
В Соединенных Штатах и во всем мире растет осведомленность о том, что Коммунистическая партия Китая (КПК) открыла новую эру соперничества великих держав. Тем не менее немногие усматривают закономерность во вторжении Китая во все регионы мира, не говоря уже о той специфической форме доминирования, к которой стремится КПК. Компартия Китая стремится не просто к превосходству в рамках сложившегося мирового порядка — порядка, основанного на свободных и суверенных национальных государствах, — она намерена пересмотреть этот мировой порядок, поставив в его центр КНР, что служит авторитарным целям и гегемонистским амбициям Пекина.
Следуя образцам диктатур марксизма-ленинизма ХХ века, КПК стимулировала быструю модернизацию Китая и способствовала колоссальному экономическому росту — в немалой степени благодаря решению партии в конце 1970-х годов принять элементы свободного рынка и пойти навстречу намерению Соединенных Штатов и других стран взаимодействовать с Китаем и приветствовать торговлю с ним. Сегодня партия обладает собственным экономическим потенциалом для включения в орбиту Китая разных стран во всем мире и принуждения их к тому, чтобы их общества и политика в большей степени соответствовали требованиям КПК, а также для трансформации международных организаций в соответствии с китайской моделью социализма. Одновременно Китай развивает вооруженные силы мирового класса, которые будут соперничать с армией США и в конечном итоге могут ее превзойти.
Чтобы понять особую форму авторитаризма в Китае и гегемонистские цели, которые он преследует, необходимо понять интеллектуальные источники, из которых проистекает поведение Китая — марксистско-ленинские убеждения КПК и крайняя интерпретация партией китайского национализма. Но, несмотря на авторитарную власть над гражданами КНР и угрозу свободе во всем мире, Китай под властью КПК имеет множество уязвимых моментов.
Можно начать с недостатков, присущих автократии: ограничения для инноваций, трудности формирования и поддержания альянсов и издержек, связанных с внутренними репрессиями. Кроме того, для КНР характерны экономическая нестабильность, демографический дисбаланс, деградация окружающей среды, устойчивая коррупция, угнетение этнических и религиозных меньшинств, огромные расходы на слежку, цензуру и идеологическую обработку 1,4 млрд человек, отделение от народа вооруженных сил, контролируемых партией, а также рост — в особенности после ситуации, возникшей во всем мире из-за пандемии коронавируса, начавшейся с Ухани, — международного недовольства презрением КПК к человеческим жизням, безразличием к благополучию других народов и пренебрежением международными нормами и обязательствами.
Десять задач для США
Решение проблемы Китая требует от США возвращения к своим истокам. Чтобы обеспечить свободу, Америка должна пересмотреть свою внешнюю политику в рамках десяти задач.
Во-первых, Соединенные Штаты должны обеспечить внутреннюю свободу в стране, сохранив конституционное правительство, продвижение процветания и развитие сильного гражданского общества: все это питает гражданское согласие и всегда было важно для решения проблем страны за рубежом.
Во-вторых, Соединенные Штаты должны поддерживать самые мощные, гибкие и технологичные сложные вооруженные силы при расширении сотрудничества в области безопасности, основанного на общих интересах и разделении ответственности с союзниками и партнерами.
В-третьих, Соединенные Штаты должны укрепить свободный, открытый и основанный на правилах международный порядок, созданный после Второй мировой войны, который включает суверенные национальные государства и базируется на уважении прав человека и приверженности закону.
В-четвертых, Соединенные Штаты должны переоценить свою систему альянсов и международных организаций, в которых они участвуют, чтобы определить, где они укрепляют свободный, открытый и основанный на правилах международный порядок, а где им это не удается.
В-пятых, в свете этой переоценки Соединенные Штаты должны укрепить свою систему альянсов путем более эффективного разделения обязательств с друзьями и партнерами и формировать различные группировки и коалиции для устранения конкретных угроз свободе, одновременно в сотрудничестве с мировыми демократиями и другими партнерами-единомышленниками реформируя международные организации и создавая новые организации, основанные на свободе, демократии, национальном суверенитете, правах человека и верховенстве закона.
В-шестых, Соединенные Штаты должны продвигать американские интересы, ища возможности сотрудничать с Пекином при соблюдении норм справедливости и взаимности, сдерживая КНР, когда того требуют обстоятельства, и поддерживая тех, кто стремится к свободе в Китае.
В-седьмых, Соединенные Штаты должны информировать американских граждан о масштабах и последствиях проблемы Китая, потому что только от информированных граждан можно ожидать поддержки комплекса мер требовательной политики, которую Соединенные Штаты должны принять для обеспечения свободы.
В-восьмых, Соединенные Штаты должны обучать новое поколение государственных служащих в области дипломатии, военного дела, финансов, экономики, науки и технологий и других областей, а также специалистов по политической теории, которые не только свободно говорят на китайском языке и получают обширные знания культуры и истории Китая, но и свободно владеют языками и получают знание культур и истории других стратегических конкурентов, друзей и потенциальных друзей.
В-девятых, Соединенные Штаты должны реформировать американское образование, взяв на себя непреходящую ответственность за гражданство в свободном и демократическом обществе посредством понимания американского наследия свободы, а также готовить образование к удовлетворению особых требований информационной эпохи и глобализированной экономики.
В-десятых, Соединенные Штаты должны отстаивать принципы свободы через выступления, образовательные инициативы, публичную дипломатию, внешнюю помощь и инвестиции, санкции, а также другие формы невоенного давления, когда на карту поставлены жизненные интересы нации, а все остальные механизмы, включая военную силу, потерпели неудачу.
Китайский вызов
Соединенным Штатам и всему миру становится все более понятно, что КПК открыла новую эру соперничества великих держав. Масштабный экономический рост обогатил Китай, а серьезная модернизация в военной сфере придала ему смелости. Однако немногие видят закономерность в наступлении КНР во всех регионах мира, а тем более в особой форме превосходства, к которой стремится КПК. Непонимание китайских интересов и целей в немалой степени проистекает из игнорирования руководящих идей КПК. Точно так же, как приверженность Америки свободному, открытому и основанному на правилах международному порядку проистекает из нашей приверженности «неотъемлемым правам» — формулировки Декларации независимости Америка использует для описания прав, присущих всем людям, — решимость КНР добиться «национального обновления» и трансформировать международный порядок так, чтобы в его центре оказался Китай, и это служило властным амбициям Пекина, проистекает из марксистско-ленинской идеологии и гипернационалистских убеждений КПК.
Принято считать, что Китай лучше всего понимать в рамках идеи рационального поведения государства. На протяжении десятилетий влиятельные наблюдатели в администрации США и за ее пределами рассматривали подъем Китая как возможность расширить мировой рынок и тем самым принести пользу всем странам за счет увеличения мировой торговли. Они приветствовали решение китайского лидера Дэн Сяопина в конце 1970-х годов внедрить капиталистические элементы в управляемую государством экономику КНР, которые со временем и с помощью США и других передовых промышленных держав стимулировали быструю модернизацию и привели к двузначному экономическому росту. Oни надеялись, что включение растущего Китая в сложившийся международный порядок побудит Пекин полностью открыть и приватизировать свою управляемую государством экономику, либерализовать авторитарный режим и в конечном итоге стать «ответственной заинтересованной стороной», поддерживающей международный порядок. Штаты и весь мир возлагали большие надежды на Китай даже после кровавых репрессий КПК в июне 1989 года против сотен тысяч протестующих в поддержку демократии на площади Тяньаньмэнь и по всей стране.
Но долгожданной политической либерализации не произошло. Китай мог выбрать демократический путь бывших диктатур в Восточной Азии, таких как Южная Корея и Тайвань, но КПК придерживалась своих авторитарных убеждений. Партия последовательно подтверждала свою верность марксизму-ленинизму как парадигме управления Китаем и социализму — государственному контролю над экономикой и обществом — как модели не только для КНР, но и для других народов, и как основе альтернативного мирового порядка. Тем не менее кое-кто продолжает верить, что действия Китая будут оставаться в пределах привычных границ и что Пекин просто действует так, как действует любая великая держава в своем геополитическом окружении.
Тем временем КПК терпеливо развивала возможности Китая в течение последних 40 лет, преследуя долгосрочную цель достижения глобального превосходства и социалистической трансформации мирового порядка, приверженность которой с новой энергией подтвердил генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин. «Наша главная задача — сосредоточить усилия на собственных делах, постоянно расширяя нашу всеобъемлющую национальную мощь, улучшая жизнь нашего народа, чтобы построить социализм, превосходящий капитализм, и заложить фундамент для будущего, в котором мы выиграем инициативу и будем доминировать», — заявил он в своем выступлении 2013 года. Анализ действий КПК в свете ее коммунистических и гипернационалистских идей демонстрирует, что под «выигрышем инициативы» и достижением «доминирующего положения» Си подразумевает смещение Соединенных Штатов с позиции ведущей мировой державы и перестройку мирового порядка в соответствии со специфическим имперским путем КНР.
Поддавшись общепринятому мнению, США и другие страны продолжали главным образом не догадываться о начатом КПК долгосрочном стратегическом соревновании или равнодушно к этому относиться. Принципиального разрыва с этим мнением добилась администрация Дональда Трампа, который пришел к выводу, что решительное поведение КПК и провозглашенные ею цели требуют от Соединенных Штатов и других стран пересмотреть свои допущения относительно Китая и разработать новую стратегическую доктрину. Администрация Трампа представила его мнение общественности в Стратегии национальной безопасности 2017 года, Национальной оборонной стратегии 2018 года, Стратегическом подходе США к КНР 2020 года, в недавнем ежегодном докладе Конгрессу о военной мощи Китая и т. д.